Версия для слабовидящих
Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Я Автор - произведение

Представляем вашему вниманию новое произведение от Sergej Schvetkov.

С эпизодами из истории родной и горячо любимой станции Няндома, соблюдая хронологию, знакомит нас Sergej Schvetkov.
Сегодня начинается ряд рассказов об образовании, учителях и учениках. Данный рассказ прерывается "НА САМОМ ИНТЕРЕСНОМ МЕСТЕ", и мы с нетерпением будем ждать продолжения!

" БЫЛЬ об Alma mater "

Общественные здания и жилые дома на железнодорожной станции Няндома были выстроены в едином своеобразном " ШВЕЙЦАРСКОМ" стиле на рубеже 19 и 20 веков. Такой же была и школа, принявшая своих первых учеников в 1903 году. В дореволюционную эпоху это четырёхгодичное учебное заведение называлось школой второй ступени. Здание в плане имело Г- образную форму, в нем разместились четыре классные комнаты, учительская комната возле входного крыльца, и небольшая квартирка для сторожихи - уборщицы со стороны второго крылечка. Между смежными классными комнатами имелась складывающаяся на больших дверных петлях перегородка - ширма. В нужный момент эту ширму раздвигали в обе стороны к стенам, и получалось просторное помещение для Новогодних празднеств, и других мероприятий. В каждом классе выложили дровяную печь, а возле учительской комнаты была ещё и печь с кухонной плитой, где вечно грелся огромный медный надраенный чайник армейского образца. Возле плиты стоял просторный и высокий посудный шкаф. В нём хранились круглые буфетные подносы, чайные стаканы в подстаканниках железнодорожного образца, и прочая кухонная утварь. Эти предметы служили делу народного образования весь 20 век, и стали своего рода реликвиями, призывающими всё новые поколения учителей и учеников уважительно к ним относиться. В этой замечательной школе всегда была обстановка домашнего уюта, заботы и нежности к малышам, постигающим в классах и на школьном дворе своё начальное образование.

В разгар первой мировой войны в педагогический коллектив Няндомской школы влился новый преподаватель изобразительного искусства и арифметики. Поручик артиллерии честно воевал "ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО", командуя батареей трёхдюймовых полевых орудий на конной тяге.
В бою был тяжело ранен в ногу немецкой разрывной пулей "ДУМ - ДУМ". После долгого лечения в госпиталях получил награду, почётную отставку, вернулся в Няндому к родителям, и нашёл применение своему военному образованию в школе.
Педагогический совет рассудил так. что если человек успешно командовал подразделением солдат- артиллеристов в царской армии , то ему как раз по плечу справиться и с учениками начальных классов Няндомской школы второй ступени.

Щеголеватый и подтянутый поручик появлялся в классах в офицерской форме без погон, но с палочкой и в чёрных валенках. На его уроках арифметики и рисования царила строгая дисциплина , без которой немыслимо управлять и солдатами , и детьми. Если какой- нибудь прыткий шалун вдруг начинал отвлекаться во время урока на посторонние дела, то поручик прерывал изложение нового учебного материала, делал выразительную паузу - и РЯВКАЛ командным голосом : " ВИНОВАТ ! НЕ СМЕЮ МЕШАТЬ ! "
Нарушитель дисциплины замирал - и слышал новую команду : " ВСТАТЬ ! СМИРНО ! "
И озорник до конца урока торчал столбом в проходе между партами.

Но окопный офицер на этой мере реагирования не останавливался, и особенно придирчиво целую неделю проверял у ПРЕСТУПНИКА выполнение домашнего задания. А затем приглашал к доске - и предлагал на виду у всего класса САМОСТОЯТЕЛЬНО решить каверзную задачу из учебника про купцов, отмеривающих АРШИНОМ синее и чёрное сукно в своих лавках.

На уроках рисования питомцы учителя арифметики не корпели над СУЕТНЫМИ изображениями зайчиков, цветочков и овечек, а чертили суровые натюрморты с натуры из кубов, цилиндров, пирамид, шаров , конусов и деревянных ПЛОСКИХ треугольников.
Одарённым мальчишкам разрешалось изобразить лошадь в артиллерийской упряжке, бравого солдата КУЗЬМУ КРЮЧКОВА, разведчика ЯШКУ- КРАСНУЮ РУБАШКУ, а одарённым девочкам разрешалось изобразить сестру милосердия в высоком головном уборе с красным крестом, белоснежной пелерине и санитарной сумкой через плечо у постели раненого и страдающего героя с перевязанными руками и головой.

В общем и целом новый педагог вполне соответствовал занимаемой должности, что одобрительно и отмечалось на заседаниях педагогического совета Няндомской школы второй ступени.

Но был у израненного воина один существенный изъян в проведении занятий. Во второй половине урока арифметики он давал ученикам для решения задачи и примеры из учебника, а на уроках рисования ставил на стол чучело вороны или белки для изображения с натуры. Детишки трудились за партами, а поручик усаживался спиной к классу, снимал валенок, и разматывал суконную портянку , чтобы разминать, разглаживать и массировать свою недолеченную как следует ногу.

Во все времена в школьных классах были и есть художники - САМОРОДКИ. Художник - это всегда впечатлительная и легкоранимая личность , остро принимающая близко к сердцу явления окружающей его действительности. Такой же САМОРОДОК из четвёртого выпускного класса Няндомской школы взял дома в руки кусок обоев, и на обратной стороне акварельными красками нарисовал большую КАРИКАТУРУ на преподавателя изобразительного искусства и арифметики.

На куске обоев был изображён с изумительным портретным сходством учитель в кителе без погон , держащий в широко раздвинутых руках портянку , и с закрытыми глазами её нюхающий с упоением и наслаждением. А рядом красовался снятый чёрный валенок, и на нём покоилась босая нога педагога с растопыренными большущими пальцами. Свой ШЕДЕВР художник принёс в школу, и прилепил хлебным мякишем на дверь учительской комнаты снаружи, на общее обозрение.

Карикатуру на двери учительской комнаты успели увидеть многие ученики, жившие поблизости, и всегда с удовольствием прибегавшие пораньше в ожидании новостей. Но сторожиха разогнала веником смеющуюся детвору, сняла картинку, свернула в трубку - и вручила директору учебного заведения.
Этот образец КРИТИКИ СНИЗУ вызвал большой скандал. На внеочередном заседании педагогического совета не было равнодушных созерцателей, немало обидных слов выслушали и преподаватель изобразительного искусства, и его талантливый, но ДЕРЗКИЙ ученик.

Стоял вопрос об исключении САМОРОДКА из списков учащихся в школе, но приняли во внимание многие смягчающие вину обстоятельства - и суд приговорил дать возможность ХУДОЖНИКУ закончить своё начальное образование.
Отставной поручик артиллерии больше не осмеливался повторить свои ЭПАТАЖНЫЕ выходки, уместные в окопах при солдатах, но не в школьном классе при ребятишках. Воистину : " Всеми возрастами правит, окрыляет наши чувства волшебная сила искусства! "

Я Автор - произведение



Настоятеля Няндомской церкви Изосима и Савватия пригласили работать в школе ещё в дни её строительства. Это был мужчина в расцвете лет , очень авторитетный и уважаемый гражданин своего Отечества. Великолепное духовное образование позволяло ему проводить уроки Закона Божьего, пения и естествознания. Этот школьный предмет преподавания в советское время стал называться природоведением, но суть оставалась прежней - дать детям первое, доступное для них представление о бесконечном разнообразии окружающего нас мира.

Батюшка в рясе, украшенной наперсным крестом, знал большинство своих питомцев с момента крещения их в церковной купели в храме на берегу Няндомского пруда. Кому, как не ему, можно было доверить воспитание в отроках и отроковицах христианских добродетелей ещё и в стенах школы?

Я Автор - произведение



Уроки Закона Божьего проходили по программе, утверждённой руководством Русской Православной Церкви , и согласованной с министерством просвещения царской России. На уроках пения батюшка не злоупотреблял разучиванием церковных песнопений, а бОльшую часть урока мальчики и девочки знакомились с русским народным песенным и танцевальным наследием.
Настоятель православного храма мастерски аккомпанировал на гармони, балалайке и семиструнной гитаре, подпевая приятным баритоном. Желающим он охотно помогал осваивать первые навыки игры на этих инструментах, специально задерживаясь для этой цели после окончания уроков. И недостатка В КВОРУМЕ никогда не было .

Известного всем Няндомским прихожанам человека, просто боготворил и педагогический коллектив школы второй ступени, и отроки с отроковицами за школьными партами.
Учебный процесс в Няндомской школе никогда не прерывался ни во время первой мировой войны, ни в год свержения царского самодержавия, ни в годы последовавшей за этим событием гражданской войны и иностранной военной интервенции. (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)

Добавить комментарий

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.