Я АВТОР! Дорога из Казахстана.


Категория: Творчество


Дорогие друзья! Наш уважаемый автор Sergej Schvetkov предлагает для вашего внимания новую историю-быль, воспоминания о днях прошедших. Мы вместе с нашим автором успели побывать в Казахстане, участвовали в учениях, узнали про "Веранду 2". А сегодня, автор предлагает еще раз прокатится на поезде, отведать солдатской еды и вернутся на службу в родные края.

Дорога из Казахстана.

Миновали летние и осенние месяцы 1972 года на Эмбинском зенитно-ракетном полигоне, насыщенные событиями. И вот 1 ноября настал долгожданный день приказа: "Грузиться в эшелон!". Технику подогнали к специально оборудованной эстакаде, машины крепили на платформы так, чтобы водительские кабины смотрели в одну сторону. В пути полагается, чтобы в кабинах сидел часовой с автоматом и следил за обстановкой. Особое внимание уделялось тем машинам, где антенно - мачтовое устройство локаторов закрывалось брезентовыми чехлами. В нашем Отечестве во все времена находились личности, способные бросить в удобном месте пылающий факел на такую военную технику, едущую в железнодорожном эшелоне.

Для личного состава роты предоставили два крытых товарных вагона. В одном из них были оборудованы нары со спальными принадлежностями, туда же уместилось разнообразное имущество, и автоматы АКМ с боеприпасами для караула. Стояла печка - "буржуйка" с запасом дров. Освещался вагон лампочками с питанием от автомобильных аккумуляторов. В другой вагон закатили полевую кухню, затащили железную цистерну для воды, погрузили запас дров для кухни и печки - "буржуйки". Дрова нам привезли в виде напиленных круглых чурбанов, и не таких страшных, какие Родина подарила для объекта "Веранда - 2". Имелось множество вёдер, бачков и тазиков, ящиков и мешков с продуктами. Выделялся здоровенный ЛАРЬ с белыми и чёрными хлебными буханками. Хлеб привезли ещё совсем горячим с Эмбинского хлебозавода. Когда открыли крышку - из ларя повалили клубы душистого пара с ароматом, совсем не похожим на тот, каким мы дышали трое суток в общем вагоне по дороге в Казахстан. Ротные умельцы установили освещение от аккумулятора и в кухонном вагоне.
Вниманию уважаемых читателей предлагаются фотографии кухонного вагона, сделанные в царской России. Наш вагон отличался только вдвое БОльшими размерами, и кухня наша была на колёсах.

Автору этих строк и его неразлучному земляку приказали устроиться в кухонном вагоне в помощь двум поварам. Возглавлял кухонный экипаж замечательный человек, старшина сверхсрочной службы Алехнович. Для уроженца Белоруссии предстоящая поездка из Казахстана в Ленинградскую область была завершающей в его многолетней службе перед выходом на пенсию. В кухонном вагоне имелись и нары, где мы впятером расположились весьма вольготно, по сравнению с той теснотой, где ехало всё остальное воинство .

Хлопоты с погрузкой и креплением техники затянулись до позднего вечера. К полуночи отужинали сухим пайком, провели построение. Сделали перекличку, командир роты сказал напутственную речь перед поездкой. Сообщил, что дорога в Казахстан весной заняла около 10 суток, и обратная дорога продлится примерно столько же. Разошлись по вагонам - и поезд тронулся. Езда в товарном вагоне совсем не такая, как в пассажирском. Вагон швыряет с боку на бок, грохот стальных колёс по рельсам - оглушающий, холодный ноябрьский ветер с воем врывается в многочисленные дырки. Наконец забрались спать на своих нарах. Старшина поднял нас в 5 часов утра - и началась кухонная вахта, продлившаяся 8 (восемь) суток с 1 по 9 ноября 1972 года.

Надо было наколоть дрова, наполнить водой два котла, развести огонь, промыть пшено, открыть штык - ножами множество банок с тушёнкой. Повара были те же, что летом готовили на объекте "Веранда - 2". Повара делили на порции масло и сахар (солдатские деликатесы), нарезали хлеб тонкими ломтями. Хлопот много!
Между вагонами имелась телефонная связь, старшина спрашивал у командира роты: "Когда будет остановка для раздачи завтрака?" Командир роты, капитан Максимов, знал маршрут продвижения эшелона, но точного часа остановок сообщить не мог. Часам к 9 утра наконец остановились на полчаса - и состоялась первая раздача пищи. Надо было ещё и позаботиться в первую очередь о питании караульных на платформах.

Пшённая каша с добротной армейской тушёнкой пришлась воинству по вкусу. Повара накладывали по полному котелку для каждой персоны. В два заплечных термоса мы налили заваренный чай, ещё два термоса наполнили кипятком, чтобы воинство могло чаёвничать в своём вагоне самостоятельно. Каждой персоне выдали по пачке чая, и отсчитали по десятку кубиков сахара - рафинада. Всю раздачу требовалось проделать в темпе, поскольку точного времени отправления нам не сообщали.

Эшелон тронулся. Кухонный экипаж наконец сам смог подкрепиться досыта. Потом старшина с поварами начали приготовления для обеда. Нам поручили вымыть опустошённый котёл и залить водой для будущего борща. Появилось на свет множество стеклянных банок с заправкой для этого блюда. Банки надо было открыть и выложить содержимое в 50- литровый алюминиевый бачок. Когда эта же кухня стояла в степи, в одном котле варили ПЕРВОЕ, в другом - ВТОРОЕ, а воду кипятили в больших бачках на кострах. В вагоне костёр не устроить, поэтому в малом котле всегда кипятили только воду, а в большом варили или ПЕРВОЕ, или ВТОРОЕ . Вместо ВТОРОГО для каждого едока выдавали по банке консервов на обед. Банки едоки вскрывали самостоятельно в своём вагоне, разделавшись с борщом. Заботами бывалого старшины Алехновича консервы нам выдали самые разные - рыбные, мясные и овощные, и на однообразие жалоб не поступало. "Завтрак туриста" в наших запасах не числился. Воинство в своём вагоне чаёвничало "до седьмого пота" от безделья и отсыпалось.

Заправки для ПЕРВОГО блюда имелись не только для борща, но и для РАССОЛЬНИКОВ. Пшённую кашу чередовали с гречневой. Тушёнку запасли с избытком, свиную и говяжью. Читатель спросит: как же мы управлялись с пресловутой чисткой КАРТОШКИ, о которой ходят армейские байки? К великой нашей радости - этого не понадобилось! Картофеля у нас не было. Имелся некий порошок в бумажных пакетах. Его разводили в бачках кипятком и получалось НЕЧТО, именуемое "картофельным пюре". Это "ПЮРЕ" имело синеватый оттенок, и было малосъедобным. Порции "ПЮРЕ" считались обязательными для употребления по тому же бессмертному правилу : "Чтоб служба мёдом не казалась". Вот над грудами свежих луковиц ассистенты поваров пролили потоки неудержимых слёз!

Поезд шёл всё ещё по Казахской степи. На одной из остановок невдалеке от магистрали оказалась казахская юрта. Оттуда пришла смуглая казахская женщина с наполненным ведром. По - русски она говорила с большим трудом. Мы поняли, что она принесла молоко для нас, и взамен просит хлеба. Мы перелили белую жидкость в своё ведро. Старшина выдал женщине по буханке белого и чёрного хлеба, две банки говяжьей тушёнки, и два больших бумажных мешка с сухарями. Постарался втолковать, что хлеба у нас маловато, пусть детишки угощаются хлебом и тушёнкой, а сухари пусть едят лошади. (Сухарями мы потчевали караульных, чтобы они не скучали на платформах, и прихлёбывали чай из фляжек с твердокаменными сухарями). Мы попробовали подарок казахской женщины. Оказалось, что это КОБЫЛЬЕ молоко. Вспомнили, что корову возле юрты мы не приметили, и долго хохотали. Раздали обед, и старшина объявил КОМАНДИРСКОЕ решение: "Напиток КУМЫС из кобыльего молока надо приготовить умеючи. Есть риск схлопотать кишечное заболевание. Лучше от этого подарка избавиться!" Так и поступили, когда поезд тронулся в путь. Спохватились, что можно было с радостью отдать сухой картофельный ПОРОШОК для лошадей, но поезд уже набрал скорость. Кухонные будни продолжились своим чередом.
( ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ).\

https://www.youtube.com/watch?v=tKI-o8O4kVw&t=1s

Что же такое - полевая кухня, автор предлагает узнать подробнее в материале по ссылке - https://victorymuseum.ru/encyclopedia/technic/avtomobilnaya-tekhnika/kukhnya-polevaya-kp-2-48-sssr/



творчество

Мы используем файлы cookie для того, чтобы предоставить Вам больше возможностей при использовании сайта.

Продолжая использовать этот веб-сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и принимаете Политика конфиденциальности.