Я Автор - произведение


Категория: Наши новости


Я АВТОР!
Представляем вашему вниманию новое произведение от Sergej Schvetkov.

Подарок к выходным дням и глоток добрых воспоминаний о школе в новом рассказе Sergej Schvetkov. Школа - весёлая и счастливая пора. ПРИЯТНОГО ПРОЧТЕНИЯ!
Предлагаем делиться в комментариях своими воспоминаниями о школьных годах.

БЫЛЬ про школьные утехи.

Внимательные читатели помнят, что " БЫЛЬ про Alma mater" завершилась упоминанием о "прочих школьных радостях".

Пора поведать и об учебных буднях Няндомских школьников в 60 -е годы ХХ века.
Из описания школьного здания читатели знают, что в старой школе отопление было печным. На приложенной фотографии видна только одна печная труба на крыше, но в описываемое время существовала ещё одна труба над печью в угловом классе. В нём занимался 4"Б", состоявший большей частью из детей железнодорожников с прилегающих улиц.
В этом же крыле здания занимался 4 "А" класс, собранный из детей офицеров расположенного в Няндоме военного строительного батальона.
Между классными комнатами была перегородка в виде складывающейся ширмы высотой от пола до потолка. В крепкие зимние морозы классные комнаты протапливались ранним утром, и в послеобеденное время. Сторожиха с охапкой дров являлась прямо во время урока, и возилась с разведением огня в печах.
Это считалось в порядке вещей , и никого не смущало. Потрескивание горящих дров в печи, отблески пламени в щелях, и соответствующий запашок придавали неповторимый колорит учебному процессу, и насыщали тот самый домашний уют, которым славилась любимая всеми старая Няндомская школа.



В те времена придавали большое значение урокам труда для мальчишек, и занятиям домоводством для девчонок. На каждой неделе по расписанию предусматривались два учебных дня с "трудами", да ещё со сдвоенными уроками. Мальчишки уходили в хорошо оборудованные слесарные и столярные мастерские в другом здании, а девчонки оставались в классе.
На первых 45 минутах у них из портфелей появлялись ПЯЛЬЦЫ для вышивания, лоскуты ткани со всеми принадлежностями для кройки и шитья.
На вторые 45 минут девчонки собирались у горячей кухонной плиты возле учительской комнаты, разводили тесто, и выпекали на сковородках блины и оладьи. Приветствовалось, если все нужные материалы и продукты для занятий домоводством девчонки приносили из дома.
А мальчишки приносили лобзики и фанеру из дома, и выпиливали большей частью те самоделки, которые начали дома. Иногда в столярной мастерской делали целую уйму снеговых лопаток для малышей из детских садов.
В слесарной мастерской учились обращаться с железным материалом, управлялись с настоящими токарным и сверлильным станками, орудовали молотками , зубилами , ножовками по металлу - и как же эти навыки потом пригодились!
После "трудов" прогуливались по морозу в свой класс, и там уже СТОЛЯРОВ и ТОКАРЕЙ поджидали тарелки с горячими блинами и оладьями. А ведь всем этим "домохозяевам" стукнуло всего лишь по 10-11 лет от роду!

В один прекрасный зимний морозный день в 4"Б" классе по расписанию первым уроком было природоведение. Классная руководительница принесла на урок две большущих сырых картофелины, и длинную стеклянную трубку внушительного калибра. Эти загадочные предметы заняли место в уголку, пока учительница рассказывала про свойства окружающей нас атмосферы.
Ближе к концу урока она говорит: "А сейчас я покажу вам действие сжатого воздуха". Взяла трубку, и продырявила насквозь одну картошину. Получилась одна пробка. Перевернула трубку - и продырявила вторую картошину. Появилась вторая пробка. Взяла указку, навела трубку на входную дверь, и начала продвигать одну пробку внутрь. Мощный хлопок - и в этот момент дверь открыла на себя сторожиха с охапкой дров. Картофельная "пуля" попала сторожихе точно в лоб! Истошный визг сторожихи, грохот падающих поленьев, и вопль восторга из 35 глоток красногалстучных пионЭров слились воедино ! Подстреленная сторожиха ушла рыдать в свою квартирку. Классная руководительница подхватила своё "РУЖЬЁ", и удрала хохотать в учительскую комнату. А 4 "Б" класс не смог никуда удрать. Детишки железнодорожников валялись на партах и в проходах , изнемогая от смеха! Такого выстрела ни в каком кино не показывали!


4 "Б" класс устал хохотать, мальчишки притащили поленья к печке, нашлись спички - и для тогдашних учеников не составило никакого труда растопить печь. Звонка об окончании урока не дождались, потому что это обычно делала сторожиха, нажимая кнопку в нужное время. Сейчас ей было НЕ ДО ИСПОЛНЕНИЯ служебных обязанностей!
До автоматической подачи звонков в Няндомской школе 60-х годов ещё не дожили.
К этому времени молва о снайперском выстреле на уроке природоведения в 4"Б" классе стала известна всей школе от мала до велика во всех подробностях. Но всё утряслось, и следующим уроком по расписанию было ПЕНИЕ.
Явился с баяном учитель столярного мастерства, и он же преподаватель музыки. Нарисовал мелом на доске НОТНЫЙ СТАН из пяти линий, и кое- что рассказал об основах нотной грамоты.
Потом спрашивает: "Слова песни о " Варяге" выучили? "
- "Выучили!"
- "Будем петь хором!"
Баянист мастерски исполнил вступление, и 35 глоток слаженно запели : "Плещут холодные волны, бьются о берег морской, носятся чайки над морем, крики их полны тоской".
Орали от всей души про то, как "бьётся с неравною силой гордый красавец "Варяг". Кончилась песня, баян всхлипнул в последний раз - и наступила тишина.
В 4 "Б" классе любительницей пения была ученица внушительного роста , и могучего телосложения. Вот она и произнесла в наступившей тишине задумчивым БАСОМ: "А ведь "Варяг" не картошкой стрелял..."
Весь хор опять взорвался от смеха! Учитель столярного мастерства с баяном закрыл лицо руками, и смог только простонать: "Шахова! Не говори больше ничего!"

Учебные будни продолжились по расписанию. Третьим уроком была арифметика. Классная руководительница начала рассказывать новый материал о действиях с арифметическими дробями. И тут за тонкой перегородкой в 4 "А" классе зазвучал баян, и дети стройбатовских офицеров заголосили про то, что на "Варяге" " Сбита высокая мачта, броня пробита на нём. Борется стойко команда с морем, огнём и врагом".
Смех в 4 " Б" классе грянул сегодня в третий раз так, что зазвенели стёкла в окнах !
С задней парты прозвучал ЗЛОВЕЩИЙ голос: "Шахова! Не говори ни слова!"
Несчастная Шахова и так уже задыхалась от смеха на скамеечке, а после такого окрика рухнула головой на гулкую деревянную парту с громом орудийного выстрела!
Классная руководительница кричит : "Шахова! В чём дело? Выйди из класса!"
4 "Б" надрывается от смеха, а за перегородкой дети стройбатовцев скорбно выводят : "Миру всему передайте, чайки печальную весть. Мы пред врагом не сдалися. Пали за русскую честь".

Вот такими были учебные будни в Няндомской начальной школе в 60-е годы ХХ века. Навсегда запомнили её ученики могучую силу действия сжатого воздуха, и что "Мы пред врагом не спустили славный Андреевский стяг. Сами взорвали "Корейца". Нами затоплен " Варяг!"


Культура

Мы используем файлы cookie для того, чтобы предоставить Вам больше возможностей при использовании сайта.

Продолжая использовать этот веб-сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и принимаете Политика конфиденциальности.