Я Автор - произведение


Категория: Наши новости


Я АВТОР!
Представляем вашему вниманию новою историю от Sergej Schvetkov
Произведения Sergej Schvetkov передают, прежде всего, огромную любовь к своей Родине. Он восторгается ее красотами, вспоминает минуты своего счастливого детства и делится с нами своими воспоминаниями.
Читая рассказы Sergej мы вместе с ним переносимся, как на машине времени туда, где умиротворение, спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Мы тоже возвращаемся в детские годы - домой!


БЫЛЬ об историческом памятнике

Миновало уже почти 130 лет с тех пор, как начались работы по сооружению железнодорожной линии Вологда - Архангельск.
Через лесную глухомань и болота прорубили просеки, возвышенности рельефа прорезали выемками, низины заполняли грунтом из этих выемок. На относительно ровных участках понадобилось находить места с подходящим грунтом слева и справа от будущей трассы, сооружать насыпи - и появлялись обширные глубокие котлованы.

Такой же котлован возник и там, где по проекту намечалось создать будущую станцию Няндома. Позднее приняли решение придать этому котловану прямоугольную форму, благоустроить берега, и заполнить водой.
Так появился Няндомский пруд - единственный в своём роде, и неповторимый памятник человеческому труду по сооружению линии Вологда - Архангельск.
Рукотворный водоём оказался своеобразным центром, вокруг которого появились первые поселковые постройки. Ими стали жилые дома для служащих, учрежденческие здания, православный храм Зосима и Савватия, и полицейский участок.
Тогдашние администраторы позаботились и о том, чтобы раздобыть мальков рыб - карасей, и запустить их в пруд. Прошло несколько лет, караси выросли, и поселковые власти решили, что карасей можно ловить на удочки ради развлечения в дни отдыха работников стальной магистрали.



ЗнАчимыми фигурами в поселковой иерархии дореволюционной поры считались настоятель православной церкви, становой пристав полицейского участка, и начальник железнодорожной станции.
Это были солидные и уважаемые мужчины, вполне сознававшие меру своей ответственности на доверенных им постах, достойные граждане своего Отечества. Есть песня с замечательными словами : "Часто слышим мы упрёки от родных, что работаем почти без выходных". Эти слова в полной мере относились и к упомянутым персонам.
Но изредка выдавался день, когда нагрузка слегка уменьшалась - и у этих солидных людей вдруг загоралась "мальчишеская искра в глазах". Они брали удочки с ведёрком - и спешили к пруду на рыбалку.



Представьте себе раннее летнее солнечное утро воскресенья в дореволюционной Няндоме. На берегу пруда, примыкающем к церкви, появляется БАТЮШКА, но в мирской одежде, сандалиях и соломенной шляпе. Узнать его можно только по приличествующей сану причёске , и по окладистой бороде. Берег пруда вдоль церкви именуется " святым". В январские трескучие морозы здесь во льду устраивают Иордань, и происходит обряд купания в ледяной воде поселкового водоёма. Батюшка неторопливо расставляет удочки - и прогуливается , наслаждаясь долгожданным отдыхом от служения Господу, и летними каникулами в начальной школе. (Читатель знает, что Няндомский настоятель ведёт в школе уроки Закона Божьего, естествознания и пения). Настроение - лучезарное ! Вот на одной из снастей поплавок уходит в воду - и батюшка вытаскивает карася размером с мужицкий лапоть. Господь вознаградил! Ведёрко быстро заполняется уловом.



Перпендикулярно к "святому" берегу расположен "полицейский" берег. Он в полном распоряжении станового пристава. Пристава тоже трудно узнать в его белой просторной рубахе навыпуск, хлопчатобумажных брюках и резиновых калошах. Он деловито расставляет свои удилища на подпорки, разбрасывает приманку - и тоже наслаждается процессом рыбной ловли. Как приятно хоть ненадолго забыть, что "КТО-ТО КОЕ-ГДЕ У НАС ПОРОЙ ЧЕСТНО ЖИТЬ НЕ ХОЧЕТ" !
Пусть в этот летний день об этом беспокоится околоточный надзиратель, для которого проведён соответствующий инструктаж. Пусть привыкает брать бразды правления в свои руки. Какая это радость - вытаскивать из воды карасей размером с собственную калошу! К завтраку эта добыча будет изжарена в сметане, и вся семья станового пристава поздравит удачливого рыбака.



Напротив "святого" берега простирается "станционный" берег пруда. Здесь - территория достойного представителя Ведомства Путей Сообщения царской России.
Он тоже с удовольствием снял с себя свой ВИЦМУНДИР с множеством сияющих "орлёных" пуговиц, и нарядился в белую рубаху, простые брюки и калоши. На железной дороге в летнюю пору обстановка спокойная, налаженный механизм действует без сбоев, ссыльные специалисты из Царства Польского не внушают опасения, выбросили из головы мятежные протестные настроения - и делают своё дело добросовестно. Можно расслабиться, вспомнить студенческую молодость, повозиться с удочками и наживкой, и наполнять своё ведёрко крупными карасями. Можно, пожалуй, сегодня пригласить гостей к обеду - и они будут приятно удивлены, когда на столе появятся жареные караси , собственноручно изловленные хозяином дома. Настроение улучшается с каждой минутой!


Четвёртый берег рукотворного пруда открыт для посещения представителям демократической общественности станции Няндома. Это мальчишки, возрастом начиная с десяти лет, и постарше. Им нет нужды раздумывать над поисками костюма для рыбной ловли. В чём бегают по улицам Няндомы - в том и явились на рыбалку. Мальчишек много - но на берегу царит благоговейная тишина. И не мудрено! Позади мальчишек прохаживается здоровенный усатый ГОРОДОВОЙ с шашкой - "селёдкой" на боку, и во всём великолепии казённого мундира стража общественного спокойствия и правопорядка. Нарушителя тишины городовой немедленно возьмёт ЗА УХО, и с позором прогонит домой к родителям, пообещав в ближайшие дни наведаться для собеседования.

Но вот с ловлей карасей у мальчишек дела идут неважно. К этому берегу пруда примыкает оживлённая улица. (В Советское время её назвали ПЕРВОМАЙСКОЙ). По улице с громыханием проезжают грузовые телеги в обоих направлениях. Лошадьми управляют бородатые извозчики, и при этом произносят "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ" термины в адрес тягловой силы. Самое нежное пожелание лошадям - "ТРИ ХОЛЕРЫ, ДВЕ ЧУМЫ! " Даже величественное здание православного храма Зосима и Савватия не производит на извозчиков должного впечатления! Никто из них не снимет шапку, и не перекрестится , проезжая мимо церкви. Вместо поклона Соловецким праведникам с телег звучат упоминания "ЦИНГОТНОЙ ДЕВКИ", и её характеристики, почерпнутые с палуб броненосцев Российского Императорского флота.
Караси в ужасе убегают от этого страшного берега, и редко кому из мальчишек сегодня улыбнётся рыбацкое счастье. Всё ещё впереди у этих Няндомских мальчуганов в переполненном событиями бурном ХХ веке !


Культура

Мы используем файлы cookie для того, чтобы предоставить Вам больше возможностей при использовании сайта.

Продолжая использовать этот веб-сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и принимаете Политика конфиденциальности.