Я Автор - произведение


Категория: Наши новости


Дорогие друзья!
Сюрприз выходного дня!
Предлагаем для прочтения новую историю от Sergej Schvetkov!
Правдивый, веселый и задорный рассказ о солдатских буднях. Он как лоскутное одеяло, соткан из ярких персонажей и запоминающихся поступков.
Приятного прочтения!

БЫЛЬ про ягоду- малину

В Вооружённых Силах всего мира издавна придерживались правила: "Война - войной, а приём пищи - по распорядку дня".

Читателям небезынтересно будет узнать - как это правило соблюдалось в Советской Армии.
Представьте себе июльское солнечное утро 1973 года на Карельском перешейке. По асфальтированному шоссе едет длинная колонна военных грузовиков ЗИЛ - 157 . Радиотехнический батальон полка ПВО Сухопутных войск отправился на учения. В батальон недавно поступили два новейших радиолокатора, и цель учений - испытать новую технику в полевых условиях. Замыкает колонну грузовик Урал - 375 с тентом, и полевой кухней на буксире. Экипаж кухонного грузовика состоит из старшины "тяжёлой" роты в звании прапорщика, повара и водителя.
По обочине асфальтированного шоссе движется огромный 30- тонный гусеничный тягач с новейшей радиолокационной станцией (РЛС) П- 40. Из окон КУНГОВ колёсных машин скалятся физиономии радистов, операторов и планшетистов. Они любуются на могучий тягач, который нисколько не отстаёт от колонны.
За рычагами тягача в ответ скалится водитель, недавно водивший старый маленький тягачишко, рассыпавшийся на ходу. Водитель очень доволен обновкой, и показывает большой палец в знак восторга от могучей новой машины.
Колонна проезжает 40 км по шоссе, потом сворачивает на лесную дорогу, и продвигается к позиции , где состоится развёртывание техники. Позиция эта давно известна, и славится наличием высоченных холмов, благоприятствующих успешной работе радиолокаторов.



Колонна останавливается, отцы - командиры после недолгого обмена мнениями распределяют - на какую гору будут устанавливать новую технику, и куда - старую. Водители тяжеленных РЛС П - 15 с огромными антеннами на КУНГах стонут - как заехать на такую гору, при взгляде на вершину которой пилотка валится с головы? Но способ давно известен. На более лёгких грузовиках ЗИЛ - 157 с радиостанциями есть ЛЕБЁДКИ на переднем бампере. Грузовик с лебёдкой проезжает к подножию холма, бойцы растягивают длинные стальные тросы через вершину горы. С противоположной стороны холма подъезжает РЛС П- 15, бойцы цепляют буксирные тросы к передним рогам" этого ЗИЛа, водитель включает три ведущих моста, лебёдка с радиостанции тянет - и РЛС П - 15 потихонечку, но уверенно взбирается на вершину горы. Начинается суета расчёта вокруг локатора - и огромная двухярусная антенна встаёт в рабочее положение из походного.



Могучий КРАЗ с новейшим радиовысотомером ПРВ - 10 , управляемый умелым эстонским парнем, своим ходом без помощи буксиров заезжает на вершину холма под всеобщие крики восторга батальона. Его расчёт начинает свою работу - и скоро над просторным КУНГом встаёт огромная антенна в виде полумесяца. Ещё более могучий гусеничный тягач легко и свободно въезжает на самую высокую гору - и РЛС П - 40 поднимает над своим КУНГом антенну невиданных ещё размеров и формы. Сноровисто и привычно разворачиваются радиостанции и командные пункты у подножия холмов - и часа через два на командный пункт полка летит радио-доклад о готовности батальона к обнаружению и сопровождению воздушных целей над акваторией Ладожского озера. "ПОВОЕВАЛИ" - и по распорядку дня полагается отобедать. Но вот кухни что - то не видно!



В состав радиотехнического батальона входили взвод управления, "тяжёлая " рота, и две "лёгкие" роты. Всего более 120 человек вместе с отцами - командирами. Среди них выделялись и два новичка, впервые оказавшиеся в обстановке учений на местности. На должность заместителя комбата по политработе прибыл капитан из погранотряда, воевавшего в 1969 году на острове Даманский, против китайских провокаторов. На должность комсомольского организатора( комсорга) прибыл выпускник военно - политического учебного заведения в звании прапорщика. К капитану сразу прилипла кличка " МУМУ" (об этом долго рассказывать), а к комсоргу приделали кличку "ШУМИЛО" по его фамилии Шумский.
Эти политические бойцы не принимали участия в развёртывании боевой техники. Они достали из КУНГа одной из машин складной фанерный стенд с наглядной агитацией. Стенд был оснащён хлипкой деревянной подставкой. На стенде красовались текст Военной присяги, газета Ленинградского военного округа "На страже Родины" (именуемая среди солдат "Окопной правдой"), и плакаты с изображениями откормленных воинов на фоне вдохновляющих призывов "Служи по уставу - завоюешь честь и славу! "
Этот складной "алтарь" никак не удавалось заставить стоять по уставной стойке "смирно", стенд падал картинками вниз, и политработники снова и снова его поднимали. При этом звучали слова, которых воины - комсомольцы никогда не встречали в газете "На страже Родины", и в конспектах политзанятий о роли Варшавского договора в противостоянии агрессивному блоку НАТО. Вероятно , эти слова употреблялись только на советско - китайской границе, и в учебном процессе военно - политического учебного заведения. Эти же непонятные словосочетания звучали и в адрес экипажа кухонного грузовика Урал - 375, который всё ещё не соизволил прибыть.



На позиции, где оказался радиотехнический батальон( РТБ), повсюду среди лесных кустарников и молодых деревьев торчали гнилые столбы, опутанные ржавой колючей проволокой. От отцов - командиров стало известно, что это остатки укреплений "линии Маннергейма", сооружённых финнами в 1938 - 1939 годах, и вокруг этих столбов пролиты реки крови и на "зимней войне" 1939 - 1940 годов, и позднее, в 1944 году. Гнилые столбы буквально утопали в густых зарослях лесной малины, усыпанных крупными ягодами. Раз уж по распорядку дня полагался приём пищи, все 120 человек ринулись на очередной штурм "линии Маннергейма" , вооружённые котелками. Очень пригодились штык - ножи от автоматов АКМ, висевшие на поясе каждого солдата и сержанта РТБ. Перекусывали ржавую проволоку, добирались до кустов, и набивали котелки ЯГОДОЙ - МАЛИНОЙ.
В лавине штурмующих в СРЕДНИХ шеренгах наступали и комиссар с комсоргом. Воодушевлённые таким примером политработников , бойцы кричали : "Партия сказала - НАДО! Комсомол ответил - ЕСТЬ ! (ХОЧУ)!" Среди гнилых столбов было весело - и вкусно!

В этой же лавине ягодников - сладкоежек перекусывал ржавую проволоку и рядовой воин - планшетист. Он знал с детства от отца, что сразу много свежей малины съедать нельзя. От такого переедания у человека потом возникает сильнейшая головная боль. Планшетист призвал сладкоежек из своего взвода управления к воздержанию, ограничился для себя тем, что набрал в крышку от котелка, и на этом остановился. Половина сослуживцев прислушалась к призыву - и потом благодарила планшетиста. Другие же, кто не пожелал прислушаться к призыву, и сочли его пустяковым вздором - уже к вечеру горько пожалели, и головы у них раскалывались! Всю ночь провели, пытаясь заснуть. К недоеданию прибавились недосыпание, и сильнейшая головная боль от обилия коварной ЯГОДЫ - МАЛИНЫ в желудках. Нашёлся родник с хорошей водой, планшетист досыта напился, и взял котелок с водой на свой командный пункт батальона. Прозвучала команда "По местам!", снова завращались антенны локаторов, и воздушную обстановку радиоволны понесли в штаб полка. А кухни всё нет!


Подобные учения всегда согласовываются с учениями авиаторов. Брежневские СОКОЛЫ отработали свои задачи, приземлились, и по распорядку дня отужинали в аэродромных столовых. А воинам РТБ снова пришлось штурмовать "линию Маннергейма" с её малинниками. Командование батальона пока не решилось докладывать в штаб полка о пропаже грузовика с провиантом. Это же ПОЗОР - в мирное время оказаться в положении окруженцев 1941 года , и питаться подножным кормом ! На рассвете командир батальона поднял водителя одной из радиостанций, от машины отсоединили провода связи и электропитания, и майор лично поехал на розыски кухонного Урала, предполагая об аварии его в пути. Отъехали немного - и встретили на лесной дороге долгожданных кормильцев. Товарищ майор поорал досыта на трясущийся от страха экипаж - и обе машины прибыли к позиции.

От прибывшего повара изголодавшиеся воины (с головной болью) узнали подробности их опоздания. На выезде из посёлка Токсово, где полк ПВО дислоцировался , у грузовика Урал - 375 заглох двигатель. Водитель поднял капот, и стал вместе с поваром отыскивать неисправность. Прапорщик промолвил: " Я пойду проведать знакомых. Ждите". Неисправность солдаты нашли и устранили, двигатель завёлся, водитель посигналил несколько раз. Старшина не явился. Стали ждать. Прошли два часа - и осиротевшие бойцы пошли разыскивать своего командира. Нашли прапорщика в придорожной канаве пьяным до потери сознания, с разбитой физиономией, в растерзанном новеньком полевом мундире, и без фуражки. "Старшина! Очнись ! Куда надо ехать? Мы же не знаем - куда направился батальон".
А старшина и слова выговорить не может - настолько пьяный! Затащили командира в кузов, заехали в лес подальше от людских глаз, и надеясь добиться хоть пары внятных слов о маршруте колонны РТБ. Тщетны были их надежды на просветление сознания отца - командира! Возвращаться в городок, и докладывать о сложившейся ситуации дежурному по полку парни не стали, чтобы на голову прапорщика не обрушились большие неприятности. Устроились в кузове рядом с бесчувственным телом прапорщика среди коробок с провиантом и кухонным имуществом, вдыхая попеременно ароматы свежего армейского хлеба - и пьяного старшины.

К утру командир экипажа очнулся, и начал кое - что соображать. Урал - 375 с кухней 1954 года выпуска на буксире бросился догонять свой радиотехнический батальон. Промчались 30 км по асфальту, и начали останавливаться в придорожных посёлках, ведя разведку методом опроса местных жителей : "Проезжала здесь длинная военная колонна машин с антеннами под брезентом? " Нашлись подтверждения, и местные жители даже показали - где эта колонна свернула с асфальтового шоссе на лесную дорогу. Проехали по лесной дороге довольно далеко - и увидели знакомые локаторы и радиостанции в развёрнутом положении на позиции. Но физиономии солдат, бегающих среди техники, совершенно незнакомые. То есть - точно такой же батальон, но из другой части, выполняет здесь свои задачи по обнаружению и сопровождению воздушных целей. С понурой головой пошли с докладом к командиру этого чужого батальона. Тот выругал заблудившихся вояк, взглянул на карту, и сказал, что надо вернуться назад на 10 км к своим голодным сослуживцам. Водитель говорит : "Да у нас и бензин на исходе. Дайте - ради ХРИСТА !" Злосчастный грузовик заправили "ради ХРИСТА", и он наконец добрался до родного батальона.

Кухню подогнали к роднику, и немедленно начали кашеварную возню с участием назначенных в помощь дровоколов и водоносов. В ожидании - пока сварится пшённая каша с тушёнкой, в кружок собрались командир батальона, начальник штаба, замполит , комсорг, командир взвода управления, командир "тяжёлой" роты с командирами трёх взводов "тяжёлой" роты, командир "лёгкой" роты с командирами двух взводов, командир ещё одной "лёгкой" роты с командирами двух взводов.
В центре круга стоит разнесчастный прапорщик в растерзанной грязной форме, с разбитой физиономией , да ещё с вопиющим нарушением формы одежды - БЕЗ ГОЛОВНОГО УБОРА!
Оживлённо обсуждается один вопрос - "соответствие занимаемой должности". Из-за кустов к обсуждению прислушиваются солдаты и сержанты РТБ. В ГРОМКОЙ дискуссии употребляются такие речевые обороты, каких бойцы - комсомольцы никогда не встречали в общих положениях "Устава Советской Армии", и в пунктах статей " Устава караульной службы". Из потока непонятных терминов радисты , операторы и планшетисты уяснили только, что за "несоответствие занимаемой должности" в армии финского маршала Маннергейма такого старшину привязали бы голышом к сосне на съедение комарам. От ЛИНЧЕВАНИЯ прапорщика спасли только звуки ударов черпаком по ведру со стороны кухни: "Каша сварилась ! " Кашу съели, разбежались по местам - и радиотехнический батальон продолжил контроль воздушной обстановки над акваторией Ладожского озера.
По распорядку дня !


Культура

Мы используем файлы cookie для того, чтобы предоставить Вам больше возможностей при использовании сайта.

Продолжая использовать этот веб-сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и принимаете Политика конфиденциальности.