Версия для слабовидящих
Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Адаптация городской среды к нуждам инвалидов

   

Барьеры при движении инвалида на коляске

   

Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 10% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства.

    Инвалиды - одна из наиболее уязвимых категорий граждан в любом обществе. Их социальное положение подчас всецело  зависит от помощи государства. Перед государством тем самым стоит задача создания достаточных условий для полноценной жизни  и деятельности инвалидов, разработки необходимой для этого системы их социальной реабилитации.

    Ратифицировав в 2012 году Конвенцию ООН о правах инвалидов, Российская Федерация тем самым приняла на себя обязательства по соблюдению условий  доступности для инвалидов объектов и услуг,  созданию для них безбарьерной среды.

    Термин «безбарьерная среда» применяется к элементам окружающей среды, в которую могут иметь доступ и  которую могут использовать люди с различными  нарушениями.

       Статьей 15  Федерального закона от 01.12.2014 года №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» закреплены нормы об обязанности органов власти всех уровней по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам.

       Поручением Председателя Правительства РФ от 12.12.2014 года №ДМ-П12-9175 органам государственной власти субъекта РФ и муниципальным образованиям до 01.10.2015 г. рекомендовано разработать и утвердить  дорожные карты.                Суть дорожной карты – это четкий план мероприятий, проводимых в целях поэтапного обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов.

             На практике это будет обозначать приспособление действующих  объектов социальной защиты, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспортного обслуживания, физической культуры и спорта, торговли, жилищно–коммунального хозяйства для людей с различными формами инвалидности,  повышение доступности для инвалидов  предоставляемых услуг, а также оказание им нужной помощи со стороны  работников организаций.

   При невозможности по техническим причинам приспособить объект для инвалидов, как альтернативная форма оказания услуг к физической доступности объекта предусматриваются организационные решения, которые позволят инвалиду получить необходимую услугу  дистанционно  или на дому.

    Доступная среда  – это не только пандус.

              Во-первых,  это участки и территории на подходах к любому объекту. Если поставлена задача обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной инфраструктуры, для начала, нужно дать возможность людям с инвалидностью выйти из дома и добраться до объекта. В противном случае, адаптированные для инвалидов объекты, так и останутся невостребованными.

Безбарьерная среда практически  не сформирована в местах проживания инвалидов.   То же самое,  можно сказать и об адаптации улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры, а именно, недоступность путей движения от автобусных остановок до объекта оказания услуг.

Около половины пешеходных дорожек вымощены современной тротуарной плиткой. В целом такие тротуары соответствуют нормам, предъявляемым к путям движения инвалидов и других маломобильных групп населения , но и к ним    есть определенные требования, а именно:  к   покрытию, ширине дорожки, высоте бордюров по краям пешеходной дорожки, наличию предупреждающих или направляющих  указателей, контрастно- окрашенным поверхностям  и указателям. Наличие бордюров высотой не менее 5 см по краям пешеходных путей очень важно. Они предотвращают случайный съезд  с тротуара людей в инвалидных колясках и служат ориентиром для незрячих людей, а в целом бордюры обеспечивают безопасность дорожного движения всем пешеходам.

Для слабовидящих важным является наличие тактильных указателей движения, светофоров, звуковых маячков.  

               Во- вторых, это - входные группы: входная площадка, тамбур, входная дверь, ступени, лестницы, пандусы, поручни.

              Многие начали адаптацию именно с входной группы, но в итоге двери меняем на красивые, но забываем о необходимой ширине и о порогах, в какую сторону должна открываться дверь, какие знаки должны быть для незрячих и слабовидящих людей. Уже многие построили пандусы, а для кого? Уклон пандуса, его ширина, наличие горизонтальной площадки,  ограждения и установка поручней  не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Нередки случаи, когда  уклон пандуса настолько крут, что и здоровому человеку не под силу по нему пройти. Строительная организация,  экономя материалы, нарушает строительные нормы и правила, предъявляемые к устройству пандусов,  и в результате организация тратит деньги, но доступность объекта для инвалидов не обеспечивается.

Наверное, стоит собственникам организаций сесть в инвалидную коляску и попробовать осуществить въезд или съезд по пандусу. Тогда сразу станет понятно,  почему ваш объект при выполненных работах недоступен.

Поэтому при строительстве и реконструкции еще на стадии проектирования необходимо исправлять ошибки и без финансовых затрат, а  ошибки, выявленные по окончании строительных работ зачастую очень тяжело исправить.

             В- третьих, это - пути движения в здании, зоны целевого посещения и информационное обеспечение. Это - определенная ширина  коридора и дверей, возможность маневрирования людей с инвалидностью на креслах-колясках, это даже  дверная ручка, ее высота крепления, форма, цвет  и многое другое. Во всех учреждениях, где есть стойки приема, возможно ли  подъехать инвалиду  на коляске? Информационные стенды во всех учреждениях доступны для инвалидов?

            В-четвертых, это санитарно-гигиенические помещения. Все в тех же СНиПах, как и на все  другие функциональные зоны,  определен перечень  требований к данным помещениям.

     Как мы относимся к инвалидам (также как к детям или старикам), - это своего рода тест на человечность, на цивилизованность, на нравственную состоятельность.